Доступная среда для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Понятие «инклюзивное образование» трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Для обеспечения этого «равного доступа к образованию» в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), создаются специальные условия.
Самое общее и основное условие включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социальное и – в частности – образовательное пространство – создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей с ОВЗ в общество.
Для создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, в школе создаются специальные условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование:
- Специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания.
Школа реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), для обучающихся с ЗПР, для обучающихся с ТНР. Дети-инвалиды обучаются как в общеобразовательных классах совместно со здоровыми сверстниками, так в отдельных классах для обучающихся с ОВЗ (умственной отсталостью) по адаптированной основной общеобразовательной программе и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР) инвалида. Создано единое образовательное пространство для обучающихся разных категорий.
- Индивидуального педагогического подхода к ребенку с ограниченными возможностями здоровья с учетом специфики нарушения развития, социального опыта.
Для успешной организации работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами образовательное учреждение укомплектовано квалифицированными педагогическими кадрами, которые обладают необходимыми знаниями в области основ коррекционной педагогики и специальной психологии, особенностей психофизического развития различных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, методик и технологий образовательного и воспитательного процесса для таких обучающихся. В школе 27 учителей ведут образовательную деятельность, организовано дополнительное образование специалистами, обучающиеся включены во внеклассную работу. Организовано сопровождение специалистами образовательной организации (логопед, дефектолог, психолог, социальный педагог) и проведение ими групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
- Специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов.
Учебниками все обучающиеся обеспечены на 100%, им полностью доступен фонд библиотеки.
- Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.
- Наличие в МБОУ СОШ №11 подключения к сети Интернет - да
- Скорость подключения - 6 Мбит/сек.
- Наличие локальных сетей в образовательном учреждении - да
- Количество компьютеров, с которых имеется доступ к Сети Интернет - 53
- Всего компьютерных классов – 1
- Наличие электронной библиотечной системы - да (доступ через Сеть Интернет)
- Библиотечный фонд – 13572 экз.Это учебная, учебно-методическая, справочная литература (энциклопедии, словари, справочники по основным отраслям знаний), художественная литература
- Официальный сайт образовательной организации - да (имеется версия для слабовидящих).
В школе оборудованы и используются в работе с детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья библиотека, кабинет социально-бытовой ориентировки, кабинеты для проведения уроков технологии – швейная мастерская, столярная мастерская, медицинский кабинет, спортивный зал.
В образовательном учреждении имеется кабинет психологической разгрузки со специализированным оборудованием, для занятий обучающихся с психологом, логопедом и дефектологом.Учебное оборудование используется для обучения согласно адаптированным образовательным программам.
- Обеспечение доступа в здание организации, осуществляющей образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Территория МБОУ СОШ №11 доступна для различных категорий детей. Вход в здание ОО пандусом и широкими дверными проемами, площадками. Конструктивные особенности зданий не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
- Охрана здоровья детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется через: выполнение всех требований САНПиН при организации образовательного процесса, составлении расписания учебных занятий, соблюдение гигиенических нормативов объема учебной урочной и домашней нагрузки,выполнение индивидуальных рекомендаций ПМПК для каждого обучающегося, выполнение мероприятий, согласно индивидуальных программ реабилитации детей- инвалидов.
Медицинское обслуживание проводится в здании школы медицинским работником в оборудованном медицинском кабинете, который укомплектован необходимым набором медикаментов для оказания первой медицинской помощи. Медицинский кабинет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с КГБУЗ «Канская МДБ» на основании соглашения о сотрудничестве и оказании медицинской помощи обучающимся школы. Кабинет имеет положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на осуществление медицинской деятельности.
Питание обучающихся организовано в столовой МБОУ СОШ № 11. Питание осуществляется согласно санитарным правилам и нормативам СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.3.21078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» в соответствии с постановлением администрации г. Канска от 26.05.2016 № 461 «Об организации питания детей, обучающихся в общеобразовательных организациях города Канска, без взимания платы».
- Информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети доступны обучающимся c ОВЗ и детям - инвалидам: учебные кабинеты, кабинет ИКТ, библиотека предоставляют возможность работы за компьютером и выхода в сеть Интернет через школьную локальную сеть, через Wi-Fi. Для обучающихся в школе ведется электронный дневник, в котором отражена текущая успеваемость и необходимая информация как для обучающихся, так и их родителей. На школьном сайте имеется версия для слабовидящих.
Обучающиеся не имеют ограничений при работе с электронными образовательными ресурсами, доступными обучающимся.
№п/п |
Наименование электронного ресурса |
Ссылка на сайт |
1 |
Портал Минобрнауки |
|
2 |
Федеральный портал «Российское образование» |
|
3 |
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» |
|
4 |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
|
5 |
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов |
|
6 |
Электронная библиотека ЛитРес |
|
7 |
Образование без границ |
|
8 |
Онлайн-сервисы для инвалидов |
|
9 |
«Babynews» (развивающие материалы для детей) |
|
10 |
"Оригами - мир своими руками" |
|
11 |
«Умка - Детский развивающий сайт» |
|
12 |
«Обучалки и развивалки для детей» |
|
13 | «Букашка» | |
14 | Детские раскраски | http://packpacku.com |
Школа обеспечивает участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе со здоровыми детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий, участие в различных акциях.
Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 363 (ред. от 28.12.2019) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда"
Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" (с изменениями и дополнениями)
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) 28.02.2017 г.
Модель инклюзивного образования в МБОУ СОШ №11
Презентация модели инклюзивного образования
Приказ об утверждении АООП с УО